Предприниматели Казахстана отвечают за ошибки таможенников
В Национальную Палату Предпринимателей обратился Костанайский филиал одной фармацевтической компаний Казахстана, который столкнулся с затруднениями при декларировании ввозимого из-за границы товара. Товар был пропущен местными таможенными органами, а спустя некоторое время посттаможенный контроль выяснил неправильно указанный код товара. 4 года спустя после ввоза товара компания получила уведомление о начислении неоплаченных таможенных платежей и налогов на сумму около 20 млн. тенге.
Директор департамента таможенного администрирования НПП Ирина Ансарова прокомментировала сложившуюся ситуацию тем, что производившие посттаможенный контроль таможенные органы руководствовались решением Комиссии ТС №787 от 23 сентября 2011 года. Экспертами из НПП был сделан вывод, что действия таможенных органов были неправомерны в данном случае, так как поставки задекларированных товаров осуществлялись до 2011 года. По ее словам, при посттаможенном контроле необходимо ссылаться на Таможенный кодекс, который действовал на момент таможенного оформления товара, согласно которому, проверка таможенного кода осуществляется в момент таможенного декларирования продукции.
В случае несогласия с кодом товара, таможенному органу дается время на переклассифицию этого товара в ходе таможенной очистки. Иными словами, если таможенный орган согласен с этим кодом товара и выпускает его, то предприниматель считает, что правильно продекларировал товар и спокойно его реализует. По данным НПП, в настоящее время по аналогичным делам 10 казахстанских фирм пытаются обжаловать действия таможни.
По этому вопросу Комитет таможенного контроля имеет однозначную позицию – предприниматели должны платить, хотя и признает возможность ошибок на местах. Ведомство уже рассматривает возможность внесения изменений в законодательство касательно норм признания подобных ошибок.