О порядке взимания утилизационного сбора
Дмитрием Медведевым подписано постановление о порядке уплаты утилизационного сбора отечественными автопроизводителями. Отныне, согласно подписанному 21 октября Владимиром Путиным закону, с 1 января российским компаниям придется платить утилизационный сбор на равных с импортерами.
Соответственно, базовые ставки нового платежа составят 20 тыс. руб. для новых легковых автомобилей и 150 тыс. руб. для автобусов и грузовой спецтехники. Учитывая повышающие коэффициенты, которые зависят от объема двигателя, сумма утилизационного сбора для новых легковых автомобилей будет колебаться от 17,2 до 110 тыс. руб., а для грузовиков – 75-450 тыс. руб. Отныне российские автозаводы будут платить не через Федеральную таможенную службу, а Федеральной налоговой службе.
По оценкам Минфина, в течение трех лет это принесет бюджету 383 млрд. руб., а работающие в России автопроизводители потеряют эти деньги. По информации ЕС, иностранные производители автомобилей ежегодно пополняют российский бюджет на 58,5 млрд. руб. уплачивая утилизационный сбор.
Утилизационный сбор введен Россией с 1 сентября 2012 года после вступления в ВТО. Принятая мера компенсировала снижение ввозных автомобильных пошлин, однако российские компании-производители могли брать на себя обязательства по утилизации и не платить сбор. Такое положение вещей вызвало критику со стороны других членов ВТО и ЕС и привел к решению вопроса в судебном порядке. Европейский союз потребовал от ВТО создания специальной группы экспертов-арбитров, которые должны разобраться в вопросе соответствия сбора нормам ВТО. Даже подписанный Президентом Путиным закон не заставил европейцев отозвать свои требования. Европа заявляла, что сначала необходимо рассмотреть в действии механизм взимания сбора с российских заводов, прежде чем делать какие-либо выводы.
В тоже время правительством обсуждаются субсидии, которые компенсируют часть этих затрат. Чтобы компенсировать отечественным производителям автомобилей расходы от сбора, решено субсидировать производство экологичных автомобилей, сохранение рабочих мест, энергозатраты и научные разработки, что поможет возвратить заводам до 100 млрд. руб. в год. Еще в конце октября Минпромторгом было представлено несколько проектов компенсации расходов, но пока государство так и не разработало критерии и сроки их получения.